Сотрудничество с церковью


Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе христианских ценностей

Тамара Николаевна Петровская, учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа №6 г. Слуцка»

Почему нужно заниматься духовно-нравственным воспитанием на основе христианских ценностей? Потому что развал страны начинается с развала душ. Это закон бытия. О нем свидетельствуют многочисленные факты мировой истории.

А развал душ начинается с развала смысла жизни. Ведь именно смысл жизни пробуждает мужество, ставит моральные границы, через которые не может переступить человек, если только не уничтожит духовно-нравственную часть себя, не заглушит свою совесть. Но развал душ плох не только потому, что поражает страну и жизнь в ней. Душа сама по себе самоценна. Она является главным содержанием жизни. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). «Дом человек построит, а сам расстроится. Кто ж в доме жить будет?» - размышляет герой «Котлована» Андрея Платонова.

Все силы души, отлученные от  Божьей красоты, Истины, Святости, не знающие слова «добродетель», предающиеся злу, не верящие ни во что, все эти силы приходят в расстройство, становятся негодными.

Вот почему вера должна быть  частью  нашей жизни.

Когда мы говорим о вере, мы неизбежно приходим к вопросу осмысления существования Бога. И здесь я хотела бы обратиться к высказываниям известных всему миру людей.

 Макс Планк. Немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики.

«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».[4]

 Луи Пастер. Французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии.

«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам ученых-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».[4]

Александр Пушкин

«…Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать.., потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же. Как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать Библию вместе со мною…» [6, с.470]

Русский философ Иван Ильин сказал:

«Жить на свете – значит, выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные, и необразованные, и умные, и глупые, и сильные, и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, и то, во что они верят, а может быть и то, на каком основании они верят.

Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершенно независимо от того, понимают люди это или нет».[3, с.130]

Если мы продолжим мысль Ильина и спроецируем его слова на сегодняшних наших детей, то перед нами неизбежно встанет вопрос: а во что верят наши дети? Поколение их родителей, воспитанное на советских материалистических воззрениях  и беспределе 90-ых… Какую веру и веру во что прививает оно своим чадам? На этот вопрос не ответить одним словом. Но мы видим результаты такого воспитания, они налицо.

Свято место пусто не бывает! Так гласит русская пословица. Место христианских ценностей в душах наших детей займут другие. Только вот к чему это приведет?

Давайте обратимся к словам великого педагога К.Д.Ушинского.

О значении христианства в жизни человека.

«Христианская идея выведена из глубокого понимания души человеческой и ее законов. Такого глубокого понимания души и ее свойств мы не встречаем нигде больше: ни в философско-религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада».[1, с.256]

О значении христианства в деле воспитания.

«Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства».[1,с.257]

Сегодняшний процесс воспитания в школе мы с полной уверенностью можем назвать материалистическим. Давайте посмотрим, что говорил Ушинский о материалистическом воспитании.

Ушинский о материалистическом воспитании.

«Каждый, кто принимается за дело воспитания, прежде, чем сеять в душах детей семена материалистических воззрений, должен посмотреть на плоды, которые могут вырасти из этих семян: оправдание деспотической власти одного человека над другим, презрение к человеческой личности, равнодушие к праву и правде, полная бесправность отношений, уважение к одной силе, жестокость, словом, все те страшные явления, которые мы замечаем в обществах дикарей и разбойников».[1,с.257]

О педагогике в свете христианства.

«Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди».[1,с.258]

Нельзя не согласиться с этими словами. Ведь во все времена  все народы проявляли особую заботу о духовно-нравственном воспитании своих детей – будущего семьи, нации, государства. В настоящее время эта проблема исключительно актуальна для нашего общества. Долгие десятилетия воинствующего атеизма, отрицающего духовную основу нравственного поведения человека, привели к искажению смысла понятия «духовность», подорвали нравственные устои семьи, создали фундамент для развития безнравственности в обществе, которая, в свою очередь, активно культивируется средствами массовой информации. В существующих условиях дети и молодежь теряют нравственные ориентиры, не умеют отличать добро от зла, красоту от безобразия, высокие человеческие чувства от низменных. Чтобы активно противостоять этим негативным явлениям, необходимо возрождать и развивать духовные традиции нашего народа, восстанавливать духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения.

Если уяснять сущность православной культуры, то следует учитывать следующее: именно православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни нашего народа. Именно православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. 

За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический материал. Православная культура –это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия. Это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая музыку и поэзию.

Одним из самых актуальных обстоятельств, характеризующих православную культуру, является то, что вся она была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматичный век.

Итак, в самом начале был 5-ый класс. И вот я на уроке литературы. Читаем мы Алексея Толстого. Отрывок из повести «Детство Никиты». После прочтения, пересказа, анализа  предлагаю написать детям творческую работу «Как отмечают новогодние праздники у меня в семье». Сдали они свои небольшие рассказы, я прочитала и ужаснулась.

Почему ставим елку, не знает никто. Новый год и Рождество Христово связал только один ученик. Подарки под елку и дары волхвов… Никто не знает. Почему звезда на елке (какая звезда, ее уже нет, есть «верхушка»).

Дети наши не знают ни-че-го о христианстве! В большинстве своем! То, что для нас естественно, для них грамота китайская. И как с ними изучать русскую литературу? Она выросла на христианстве, стоит на христианстве. Пропитана христианством.

    Как объяснить детям, зачем ехал Илья Муромец к обеденке в Муром? И какая-такая это обеденка? Один ученик сказал: обед праздничный.

   А почему Маша Троекурова просит Дубровского: «Пустите нас».  Не «меня пустите», как, кстати, в черновике было написано сразу. А потом писатель зачеркивает и поправляет «пустите нас». «Поздно, я обвенчана» Это почему поздно. Она ж его не любит. «Точно, Верейского она не любит»,- говорят дети.

 А Алена Дмитриевна, которую Кирибеевич поцеловал да обнял?  Муж ее, Калашников, опричника на смертный бой вызывает. У детей опять глаза круглые… За что? За один поцелуй?! (дети наши сегодняшние в большинстве ведь на сериалах воспитаны)

Ребенок, который не знает основ христианской культуры, не поймет или понять ему будет очень непросто, что черт у Гоголя – не метафора, не сказочный герой, а реальное духовное бесплотное существо, против которого Вакула борется сознательно. И побеждает его, кстати, крестным знамением.

И тем более не будут читать  дети «Отцов и детей». Да им спор Базарова и Кирсанова «до лампочки», потому что они не понимают, ЧТО Базаров отрицал, и во что это вылилось в 1917г.

Наши дети не умеют и не привыкли смотреть внутрь себя, оценивать себя со стороны критически. А ведь христианство учит этому. В школе же учат быть креативным, свободным и независимым.

Коренной же мыслью христианской педагогики является следующая: если мы воспитываем детей для Бога, то мы освещаем и земную жизнь.

«Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая – не иное что, как бесконечное воспитание для Бога», - пишет В. А. Жуковский. [2, с.25]

Уроки русской литературы. Их воспитательную значимость трудно переоценить.

В четвертом веке Тертуллиан высказал замечательную мысль: душа любого человека уже по природе своей  – христианка. Любой человек тоскует по Истине. Если даже он и живет по лжи, то ощущение Абсолютной Истины все равно не исчезает и нет-нет да и прорывается в человеке. В своем временном поведении человек может быть весьма далек от Истины, но природа его все равно остается христианской.

Так и русская литература. Она тоже по природе своей христианская. Хотя в реальности она этот принцип очень часто искажает. «Стремиться к небу должен гений», - пишет Пушкин в «Египетских ночах». «Русская литература ищет истину. Истина находится в Евангелии. Нельзя изучать литературу, игнорируя Евангелие. А вот Евангелие вполне обходится без литературы. Вера без культуры обойтись может, а вот культура без веры неизбежно погибает»[5, с.38]

Ни одному из учеников не нравится старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Но многие из нас в жизни живут по законам этой старухи и смеются над стариком. Зачем же Пушкину понадобилось писать сказку? Разве он не знал, как живут люди? Знал. Но оставил для нас Евангельский критерий. И вся русская классика такая же. Разве мало среди нас Чичиковых разного масштаба? Зачем понадобилось Гоголю рисовать своего героя? Да потому что его интересует искажение Идеала. «Все книги наших великих классиков с одной целью написаны: чтобы читатели стали христианами» [5, с.33].

Литературу невозможно оторвать от процесса формирования духовно- нравственной личности. Из всех предметов школьного цикла она является главным помощником в этом нелегком деле.

Использование потенциала православной культуры дает возможность учителю и классному руководителю решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

Изучение  праздников и традиций годового календарного круга, образующих систему духовных ценностей и ориентиров жизни человека, семьи, общества.

Культурное и интеллектуальное развитие учащихся при усвоении нравственных норм и правил, выработанных на протяжении многовековой истории христианства на Беларуси.

Формирование потребности здорового образа жизни и умения с пользой для себя и близких проводить свободное время и праздничные дни.

Воспитание патриотических чувств, любви к традициям своего народа.

   На протяжении трех лет в классе, в котором я являюсь классным руководителем, действовал кружок «Православные праздники и традиции».

Работа кружка дополнялась подготовкой и проведением паломнических поездок, экскурсий, а также исследовательской работой по изучению истории родного края. 

Проведение паломнических поездок и экскурсий:

1.Участие в республиканской выездной конференции «Духовно-нравственное воспитание средствами православного краеведения».

2. Участие в республиканской научно-практической конференции «Православные святыни белорусского народа».

3. Участие в международной научно-практической конференции «Истоки духовной силы Н.В. Гоголя».

4.Экскурсионно- паломническая поездка в г.Туров.

5.Экскурсионная поездка в г.Могилев.

6.Экскурсионно - паломническая поездкав г. Полоцк.

Какова польза от участия в такихмероприятиях?

Польза огромная. Дети узнают смысл христианских праздников и знакомятся с традициями родного края на кружковых занятиях, а затем в паломнических поездках через беседы с живыми людьми.

Вот обычай ставить обетные кресты, описанный местными жителями. Это в Брестской области. Старожилы рассказали, что, по преданию, на этом месте маленькая девочка-сирота пасла коров. Целый день шел дождь, и ребенок стал молиться Заступнице Небесной о защите. И вот на этом месте в одночасье выросла  дикая груша, под которой сирота и смогла спрятаться от непогоды. После чего она дала обет уйти в монастырь. Предание имеет реальное продолжение в наши дни. Когда образовывались колхозы, председатель приказал дерево выкорчевывать, дескать, земля колхозная, пахать надо, а религия,как известно, опиум для народа. Грушу выкорчевали с корнем гусеничным трактором, но… она выросла вновь. С тех пор и стали появляться здесь обетные кресты. Их ставят люди и дают при этом обет Богу. Кто-то – бросить пить, кто-то – не ругаться с соседом, ну и т. д.

Вот храм на территории Брестской крепости, храм, сохранившийся вопреки всякой здравой логике, потому что все вы знаете, что там происходило во время войны, сколько бомбежек пережила крепость…. Храм уцелел. Если присмотреться, видны своды, покалеченные, изуродованные, со следами пуль и артиллерийского обстрела. В беседе настоятель говорил, что их так и оставят, реставрировать не будут… В храме изумительно красивое паникадило, подаренное Леонидом Кучмой в бытность его президентом.

А вот икона Божьей матери в одном из деревенских православных храмов в Брестской области. Явственно чувствуются католические мотивы, а внизу вы можете видеть надпись. Это день, в который эту деревню должны были сжечь. За связь жителей с партизанами. Всех согнали и заперли в большом сарае. Ждали прилета офицера, который руководил операцией. А жители в это время стали молиться о спасении, просить Божью Матерь о помощи. В сарае. Все вместе. Офицер прилетел и отдал неожиданный приказ: акцию отменить, всех отпустить. Икона была подарена храму сравнительно недавно, в 80-ые, когда рухнула стена между Востоком и Западом. Привез ее из Германии на Полесье, в маленькую деревню, тот самый офицер. Он выжил, хотя за невыполнение приказа его разжаловали и отправили рядовым на фронт. Так вот этот офицер рассказал, что, когда он летел в самолете, в иллюминаторе вдруг увидел Деву необычайной красоты и услышал голос, который повелел ему огня не разжигать. Прошло около 40 лет. Икону с изображением этой Девы и привез офицер в храм, когда это стало возможным. А жители еще сразу после войны стали отмечать этот день, как день рождения всей деревни. В храме правится служба, потом накрываются столы, в этот день приезжают родные и близкие, чтобы еще раз помолиться и чтобы не забыть.

Вот кресты в Турове, растущие из земли. Живое свидетельство силы Божьей.

Чего больше в таких путешествиях-занятиях? Патриотического воспитания? Духовного? Нравственного? Сложно определить. Здесь все вместе: и нравственность, и духовность, и патриотизм. И земное, и  небесное. Наверное, цель таких поездок: через земное научиться видеть небесное.

Конечно, потом будет классный час. И появляется желание узнать родной город глубже. Краеведческий музей, местный архив, беседы с мамами, папами, бабушками и дедушками. Наши истоки. Откуда мы? Что значил храм в жизни наших предков? Слуцкий пояс, Анастасия Слуцкая, Святая Праведная Княгиня София Слуцкая и Слуцкое Евангелие. Оказывается, нам есть что помнить!

Отдельно нужно остановиться на возможности проведения целого ряда классных часов, которые можно объединить под названием «Наши традиции». Обычно класс можно разделить на три группы.  Осмысление наших традиций на трех уровнях: 1. Христианская история праздника; 2.Традиция празднования на Слутчине; 3. Попытка философского обобщения.

Например,  Радоница. 1 уровень. Христианские истоки праздника. Донести пасхальную радость умершим.  2 уровень. Традиции празднования в Беларуси, конкретно, на Слутчине. Почему идем на кладбище, почему служим панихиду. Возможность собраться всем родным. 3 уровень. Радоница – это радость и память рода.

А вот  праздник Крещения Господня. 1 уровень. Истоки праздника. 2 уровень.  Крещенская вода, окропление водою жилища, обычай ставить кресты на Случчине.  3 уровень.  Что значит «нести свой крест».  Интересно отметить, что при попытке философского обобщения дети используют фотографии из паломнических поездок и создают своеобразные видеоролики на заданную тему.

Естественно, что постепенно, шаг за шагом происходит накопление информации. Тогда возникает необходимость поделиться ею. И вот мы уже участвуем и побеждаем в конкурсе «Описание народных праздников и обрядов своей местности».

Далее будет конкурс «С объективом в природу». Девизом в работе послужат слова М. Ломоносова о том, что природа-это вторая Библия. Получится великолепный фотоальбом.

Отдельно необходимо остановиться на такой форме работы как беседы со священником. Обычно они проходят на базе Слуцкой городской библиотеки. Беседы тематические (о совести, о значении семьи в нашей жизни, о христианских добродетелях). Беседы, приуроченные к таким праздникам как Рождество Христово, Пасха, Радоница, Покров Пресвятой Богородицы. Это неправда, что наши дети ничем не интересуются, что они растут потребителями. Это мы, взрослые, делаем их потребителями, если лишаем духовной составляющей жизни.

От духовного состояния человека, его нравственного поведения зависит то, станет ли он личностью, ориентированной на такие ценности как милосердие, сострадание, терпимость, забота, целомудрие, Любовь, уважение. На протяжении последних десятилетий атеистическая позиция педагогики привела к тому, что духовная основа нравственного поведения либо игнорировалась, либо отрицалась. В современном обществе понятие «духовность» зачастую трактуется поверхностно или превратно, что существенно осложняет решение основной задачи школы – воспитать личность, готовую к человеческому общежитию, делающую в самостоятельной жизни правильный нравственный выбор. В связи с этим актуальным для педагогов в настоящее время является переосмысление теоретических основ и практических методов духовно-нравственного воспитания учащихся с позиции традиционных народных принципов нравственности, основанных на незыблемых христианских православных ценностях.

«Современный мир переживает глубокий кризис – религиозный, духовный, и национальный. Из него необходимо найти выход. Этот выход надо каждому из нас найти прежде всего в самом себе, творчески создать его, убедиться и удостовериться в его верности. И только потом можно будет указать его другим. Надо самому начать быть по-новому. Обновленные люди, одолевающие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они заткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет». [3, 126-127]

Список  литературы

1.Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2004.

2.Жуковский В.А.Полное собрание сочинений в 12т. Т.11. СПб, 1902.

3.Ильин И.А.Почему мы верим в Россию. - М.:Эксмо, 2006.

4.Интернет-ресурсы: – http: // gool – is – real, n.

5.Лобастов Н.А. Записки сельского учителя. - М.: РОССПЭН, 2013.

6.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10т. Изд.3-е. - М.: Наука, 1964.